ЛЕГЕНДА О ВАНДЕ В ПОЛЬСКОЙ ДРАМАТУРГИИ
дипломные работы, Литература Объем работы: 63 стр. Год сдачи: 2004 Стоимость: 4000 руб. Просмотров: 1120 | | |
Оглавление
Введение
Заключение
Заказать работу
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………с.3-7
ГЛАВА 1. Ванда в романтической интерпретации………………с.8-36
§ 1. Малопольский цикл Ю. Словацкого………………………….с.11-21
§ 2. «Ванда» З. Красиньского………………………………………...с.22-29
§ 3. «Ванда» Ц. Норвида……………………………………………...с.30-36
ГЛАВА 2. Ванда в неоромантической интерпретации…………..с.37-60
§ 1. Ванда в «Легенде»………………………………………………..с.37-42
§ 2. Крак в «Легенде» ( «Легенда» и «Свадьба» )…………………с.43-50
§ 3. «Легенда» как оперное либретто……………………………….с.51-60
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………..с.61-63
БИБЛИОГРАФИЯ……………………………………………… ….с.64-68
Легенда о Ванде, привлекавшая к себе польских писателей на протяжении веков, является важным фактором для понимания особенностей славянского мироощущения. Перескажем вкратце содержание этой легенды. Рассказы о Краке и его дочери Ванде изложены впервые в «Хронике Польши» Винцентия Кадлубека и «Великопольской хронике» – памятниках начала и конца XIII века. Так, Кадлубек первый пишет о провозглашении Крака-старшего польским королем и о том, как по призыву Крака два его сына расправились с драконом, тиранившим местных жителей.
Хроника в целом и легенда в ней имеет моралистический характер. Преступному младшему сыну Крака, убившему своего брата и кратковременно правившему, противопоставляется Ванда – дочь Крака, в которой хронист подчеркивает несомненную и образцовую добродетель. Когда родина оказалась в опасности, прекрасный и грозный облик Ванды заставил отступить захватчиков, а их предводителя - покончить жизнь самоубийством, бросившись на меч. Ванда, согласно Кадлубеку, долго потом правила, так и не выйдя замуж.
По другой версии, Ванда – самоубийца, принесшая себя в жертву богам ради свободы поляков. Ванда наделена чародейской силой и далека от идеала святой. Такой образ дочери Крака представлен впервые в «Великопольской хронике» («Kronika Wielkopolska» W-wa 1985)
Рассмотрим литературно-исторические черты образа Ванды в их развитии на протяжении двух столетий польской литературы (литературно-типологические особенности образа Ванды в широком культурном контексте рассматриваются в первой главе). Ванда была постоянной героиней произведений писателей-классицистов Францишека Венжика, Теклы Лубеньской, Эвзебиуша Словацкого, и трактовалась, соответственно, в духе нормативной поэтики классицизма. Неоднозначный образ Ванды стереотипизировался. Понадобились творческий интерес и способность по-новому взглянуть на привычные вещи, чем и обладали романтики. В романтической драматургии Ванда обрела новую жизнь. Видимо, дело было не только в художественном азарте,...
Легенда о Ванде, впервые появившаяся в «Великопольской хронике» и «Хронике» В. Кадлубека, в течение столетий являлась источником творческих замыслов для польских писателей. Ванда олицетворяла важнейшую для Польши и для всего славянства архетипическую проблему самоопределения, нахождения собственного духовного пути, а в сфере этических категорий – вопрос героизма, патриотизма, чувства долга и самопожертвования. Писатели-романтики Ю. Словацкий, З. Красиньский и Ц. Норвид в своем творчестве затрагивают проблему историзма, в том числе и в разработке своей версии мифа о Ванде. Их литературные варианты легенды, возможно, не являются самыми известными произведениями в их творческом наследии. Но в любом случае эти попытки, знаменательные разнообразием подходов к летописному образу, заслуживают подробного анализа, который, надеемся, нам удалось провести. Произведения рассматривались в хронологическом порядке.
Начало трактовкам легенды о Ванде положил Ю. Словацкий, чья «Балладина» появилась в 1834 году. Для творчества Словацкого вообще свойственен игровой элемент, что особенно отчетливо отразилось в «Балладине»: автор «играет» с легендарной историей, с литературными жанрами, с произведениями других авторов, с привычными литературными стереотипами. Все это убедительно доказала Л. А. Софронова в своей монографии «Польская романтическая драма: Мицкевич, Красиньский, Словацкий». Мы же сосредоточили свое внимание при анализе образа Балладины на тех литературных архетипах, которые воплощены в произведении без сознательной игровой установки, содержат в себе древнейшие культурные концепты или их отрицание, но в то же время связаны с образом Ванды и необычной культурной ситуацией, когда в руках женщины оказываются бразды правления. Одновременно подчеркивается самобытность характера Балладины в его сходстве и различии с литературными предшественницами (Вандой, леди Макбет, Клитемнестрой). Вторая из анализируемых пьес Словацкого – «Крак» - осталась незаконченной. При попытке ее...
После офорления заказа Вам будут доступны содержание, введение, список литературы*
*- если автор дал согласие и выложил это описание.