Поэты и писатели о Великой Отечественной войне
доклады, Литература Объем работы: 19 стр. Год сдачи: 2007 Стоимость: 250 руб. Просмотров: 1399 | | |
Введение
Заключение
Заказать работу
Глава “Литература периода Великой Отечественной войны” в академической истории русской советской литературы начиналась так: “Двадцать второго июня тысяча девятьсот сорок первого года гитлеровская Германия напала на Советский Союз. Мирная созидательная деятельность советского народа была прервана. По призыву партии и правительства вся страна поднялась на борьбу с фашисткой агрессией, сплотилась в единый боевой лагерь. В развитии нашей литературы, как и в жизни всего советского народа, Отечественная война составила новый исторический период. Отвечая требованиям времени, литература перестроилась на военный лад”. Примелькавшиеся, стертые от бесчисленных повторений формулировки часто воспринимаются как бесспорные. Вроде бы так оно и было. А на самом деле так, да не так, все было куда сложнее. Уже хотя бы потому, что внезапность, которая выдвигалась Сталиным как главная причина наших тяжких поражений первого года войны, была весьма относительной. Внезапной была не война сама по себе, а наша вопреки всем широковещательным утверждениям руководителей партии и правительства неготовность к ним.
Во вторую половину тридцатых годов неотвратимо надвигавшаяся война стала осознаваемой многими исторической реальностью, едва ли не главной темой тогдашней пропаганды, породила большой массив так называемой “оборонной” литературы. Стоит перечитать стихи молодых поэтов той поры:
Слышишь, как порохом пахнуть стали
Передовые статьи и стихи!
(К. Симонов)
Нам лечь, где лечь,
И там не встать, где лечь
(П. Коган)
Военный год стучится в двери
Моей страны. Он входит в дверь.
(М. Кульчицкий)
А если скажет нам война:
“Пора” —
Отложим недописанные книги...
(Б. Смоленский),
— чтобы убедиться, что молодые поэты тогда остро и отчетливо слышали “далекий грохот, подпочвенный, неясный гуд” приближающейся войны, “последнего решительного” — так это тогда воспринималось, — видели в военном противоборстве с фашизмом историческую миссию своего поколения.
В одном из выступлений А. Твардовский заметил, что действительность — даже героическая действительность — нуждается в подтверждении и закреплении искусством, без этого “она как бы еще не совсем полна и не может с полной силой воздействовать на сознание людей”. В качестве примера Твардовский привел сначала “Войну и мир”: “Разве война и победа русского оружия в 1812 году означала бы столько для национального патриотического самосознания русских людей, если бы они знали о ней только по учебникам истории и даже многотомным ученым трудам, если бы, допустим на минуту, не было бы гениального творения Толстого “Война и мир”, отразившего этот исторический момент в жизни страны, показавшего в незабываемых по своей силе образах величие народного подвига тех лет!” Вторым примером Твардовскому послужила наша литература о войне: “То же самое можно сказать о литературе, которую вызвал к жизни беспримерный подвиг советских народов в Отечественной войне 1941 — 1945 годов. Он подтвержден в нашем сознании, в том числе и в сознании самых непосредственных носителей этого подвига, средствами правдивого слова”.
Пожалуй, это самая высокая из всех возможных оценка того, что сделала за полвека наша литература о войне...
После офорления заказа Вам будут доступны содержание, введение, список литературы*
*- если автор дал согласие и выложил это описание.